Самосвал — востребованная специализированная техника, применяющаяся во множестве сфер с 1850 года. Это самоходный автомобиль на гусеничном или колёсном ходу, с открытым кузовом. Такие машины транспортируют, разгружают и распределяют различные материалы на объектах.
Загружают такую технику с помощью дополнительного оборудования для самозагрузки или отдельных внешних средств. Варианты и отрасли применения самосвалов очень разнятся: от перевозки сыпучих, мелкоштучных, рыхлых и других типов грузов до мелиорации, дорожных работ, заготовки кормов, уборки снега и отходов, добычи полезных ископаемых и т.д.
Строительные. Используются при возведении зданий и других сооружений — для перевозки сыпучих материалов. Выгрузка в таких моделях задняя — для безопасной и быстрой сходимости груза.
Сельскохозяйственные — для сбора урожая, транспортировки лёгких, но габаритных грузов (сена, зерна, кормов). Разгрузка в таких самосвалах трёхсторонняя — для скорости и удобства.
Карьерная техника (внедорожные самосвалы) — модели с повышенной проходимостью и грузоподъёмностью до 450 т. Используются для добычи полезных ископаемых — грунта, щебня и т.д. Разгрузка обычно задняя, большинство карьерных моделей самосвалов заднеприводные и имеют две оси — для компенсации низкой манёвренности и медленного хода такой техники.
Подземные самосвалы — для земельных работ, особенно в локациях с низкой проходимостью с повышенными рисками (в туннелях, шахтах). Такие машины манёвренны, компактны, могут похвастаться хорошим сцеплением с поверхностями. Грузоподъёмность — до 40 т. Это, по сути, те же самые тягачи с двойным прицепом на шарнирной сцепке.
Дорожные — для транспортировки грузов по дорогам общего назначения. Их используют в строительстве, с/х, промышленных целях, в коммунальном хозяйстве, при ремонтных работах. Грузоподъёмность дорожных моделей — до 40 т. Недостаток дорожных самосвалов в непригодности в условиях бездорожья и пересечённой местности.
Также существуют модели с узкой специализацией, например, минераловозы.
Сочленённые самосвалы (в народе — землевозы) — машины, в которых кузов с кабиной соединяется с помощью шарнирно-сочленённой рамой. У них хорошая проходимость и манёвренность, перевозить могут в пределах 10-50 т.
Существует несколько классификаций самосвалов — по:
Например, по грузоподъёмности выделяют пять категорий: начиная от самоходных авто с малой грузоподъёмностью до 1 т, малой грузоподъёмности (до 2 т), средней (до 5 т) и заканчивая большой (5-10 т). Существуют также модели, способные перевозить грузы общим весом более 10 т.
Спецтехника может иметь несколько видов разгрузки: донную — когда груз разгружается через дно, боковую — через боковые элементы конструкции и заднюю — через заднюю часть кузова.
По типу подвижного состава самосвалы делятся на стандартные (без прицепов), модели с прицепом и полуприцепом, автопоезда (машины с несколькими прицепами).
По способу агрегатирования эта спецтехника бывает прицепной (землевозной) и сочленённой (автовозы). Землевозные самосвалы часто используются вместе с тракторами и автозмелевозами. Сочленённые модели имеют высокую проходимость, это хорошая альтернатива автосамосвалам в условиях бездорожья. Их используют для земляных работ, в строительстве дорог, в угольных и рудных карьерах. В целом такие автомобили универсальны и имеют большую по сравнению с карьерными машинами проходимость.
Форма кузова может быть с прямоугольным сечением, полуэллиптической, корытообразной или совкообразной.
Традиционный прямоугольный или квадратный кузов имеет самую большую вместимость, но сложен в очистке. Проблема с очисткой мест стыков и углов — существенный недостаток. Зато центр тяжести в таких моделях расположен ниже всего — они самые устойчивые.
Полуэллиптическая форма считается устаревшей, главные минусы — малый объём и высокий центр тяжести. Кузов-полуэллипс часто используется как альтернатива автобетоносмесителям — для перевозки растворов. Отсутствие углов обеспечивает простоту выгрузки и очистки — содержимому просто некуда забиваться. Но центр тяжести у таких моделей очень высокий, а полезный объём наоборот скромный, потому машины с такой формой кузова сейчас почти не выпускают.
Корытообразный кузов не имеет прямых углов, за счёт чего у него функционален весь объём и возможно самоочищение. Это своеобразная золотая середина между квадратом и полуэллипсом. Это кузов полукруглого сечения, проблем с очисткой нет.
Совок — кузов с приподнятой задней частью платформы без задних бортов. Чаще всего такие модели используют в карьерах — для узкоспециальных задач. Минус — нерациональное использование объёма, громоздкость и большая масса конструкции (она сделана из толстой стали). Плюсы — устойчивость, способность выдерживать большие ударные нагрузки, контакт с камнями, щебнем, горными породами с острыми краями.
Самосвал состоит из шасси, кабины и рабочей установки — платформы, надрамника и механизма опрокидывания с гидравликой. Рабочая установка должна соответствовать особенностям груза и сферы применения автомобиля. Зачастую его оборудуют тентом, уплотнителями бортов — для защиты груза — и накладные съёмные борты для увеличения полезного объёма.
В основе самосвала — рама шасси прицепных или полуприцепных грузовиков. Существует несколько схем устройства подъёмных механизмов с приводом-гидравликой:
Возможна также модернизация самосвалов дополнительным оборудованием: отопителями кабины или двигателя, автономной системой подогрева двигателя и салона (это одновременно и система вентилирования), гидравлическими платформами для задней загрузки, спойлерами, датчиками парковки, камерами заднего вида. Во многих моделях такое оборудование предусмотрено изначально.
Характерики спецтехники варьируются в зависимости от сферы применения, основные-универсальные следующие:
Самое популярное навесное оборудование для самосвалов — кронштейны для фиксации бортов при опрокидывании и для большей точности выгрузки.
Существует много классификаций и конфигураций самосвалов. Выбирая такую спецтехнику, учитывайте ключевые характеристики автомобиля, сферу применения, локацию и условия, где он будет использоваться, особенности грузов, интенсивность и регулярность эксплуатации, рельеф местности. Только с учётом этих нюансов можно подобрать оптимальную модель с подходящей грузоподъёмностью, конструкцией, типом разгрузки и другими рассмотренными выше характеристиками.