Вахтовые автобусы относятся к специальным транспортным средствам и используются для перевозки людей в условиях бездорожья. Обычно таким транспортом перевозят строительные, ремонтные, геологоразведочные, аварийные бригады, специальные команды, работающие вахтовым методом. Вахтовые автобусы на основе полноприводного грузового шасси – незаменимый транспорт в труднопроходимых условиях. Они применяются и в частном порядке при доставке к месту назначения компаний рыбаков и охотников, для выездов на природу и других задач.
От обычного пассажирского автотранспорта такие автобусы отличаются конструкцией и дополнительными характеристиками, обусловленными условиями эксплуатации. Вместимость транспортного средства в среднем составляет 18-28 мест, но встречаются модели и для 8, и для 32 пассажиров.
Главным отличием вахтовых от обычных рейсовых автобусов является высокая проходимость. В связи с этим производители оборудуют автотранспорт следующими системами и элементами:
Кроме того, фургон оснащается системой пуска двигателя при низких температурах, усиленной теплоизоляцией, обладает высокими прочностными показателями. Все перечисленное – базовые требования для автобусов, перевозящих вахтовиков в труднодоступные районы, например, к буровым вышкам. Модели, предназначенные для других целей, изготавливаются под заказ, с учетом индивидуальных требований и параметров качества.
Вахтовые автобусы оснащаются двумя выходами, основным и запасным. Кресла (сиденья для пассажиров), как правило, устанавливают в три ряда, в зависимости от их общего количества. Также возможно оснащение транспорта раскладным столиком. Для остекления используют одно-двухкамерные стеклопакеты (в отдельных случаях - трехкамерные), а жесткую рессорную подвеску нередко дополняют пневматической задней. Вместимость автотранспорта может варьироваться от 8 до 32 мест, на их количество влияет тип модели, длина кузова и планировка пассажирского салона.
Главные различия отдельных моделей вахтовых автобусов обусловлены их предназначением, которое напрямую влияет на конструкцию транспортного средства и его характеристики. К основным типам транспортных средств этой категории относятся машины:
Вахтовые автобусы для РЖД из-за необходимости частого пересечения железнодорожных путей оснащаются усиленными рамой шасси и каркасом фургона. Задние колеса оборудуются стальными крыльями. Там же, у задних колес, устанавливаются ящики для оборудования и инструментов. Кроме того, на этот тип вахтовок монтируют лестницы, не требующие раздвигания и раскладывания, и распашные двухстворчатые двери в задней части фургона. Через такие двери удобно загружать и выгружать оборудование, включая тали и лебедки.
Вахтовки для севера (берлоги) имеют усиленную теплоизоляцию и другие дополнения, актуальные в условиях экстремально низких температур. В числе таких дополнений мощный автономный отопитель, усиленное утепление кабины и пассажирского салона, капота, пола и дверей при помощи утолщенного слоя утеплителя. Также «берлоги» оборудуют двойным остеклением, системой подогрева аккумулятора, электроподогревом лобового стекла, подогревом топливной системы. В автобусах устанавливают по большей части глухие окна, оставляя раздвижные конструкции в количестве одной-двух. На пол укладывают противоскользящий материал. Производители продолжают разрабатывать дополнительные функции и регулярно совершенствуют вахтовки для севера, обеспечивая безопасное и комфортное передвижение людей к дальним объектам.
Автобусы с крано-манипуляторными установками (КМУ) предназначаются для перевозки пассажиров и погрузо-разгрузочных работ одновременно, а потому относятся к грузопассажирскому транспорту. КМУ располагается вместе с грузовой платформой в задней части автобуса, а пассажирский салон – в передней. Такие конструкции очень удобны и практичны, управлять устройством может один человек, что позволяет сэкономить, не привлекая к месту работ дополнительную технику. Вахтовки с КМУ активно используют для перевозки пассажиров и строительного оборудования, свай, крупных грузов.
Вахтовые автобусы с грузовым отсеком также служат для перевозки оборудования и людей одновременно, позволяя выполнять сразу несколько задач. Отсек для транспортировки грузов может быть закрытым или открытым (платформой с откидными бортами). Пассажирский отсек отделен от грузового перегородкой. Дополнить такую модель можно краном-манипулятором или другим оборудованием.
Вахтовки повышенной комфортности представляют собой модели с усовершенствованным салоном. Для пассажиров устанавливают анатомические сиденья с трехточечными ремнями безопасности. Кресла крепятся с помощью направляющих, благодаря чему появляется возможность регулировки расстояния между сидящими пассажирами. Сиденья, как в классических пассажирских автобусах, оснащаются сетками для вещей, функцией регулировки наклона спинки, обиваются мягкой тканью или искусственной кожей, на окнах располагаются шторки или жалюзи.
По желанию заказчика вахтовые автобусы доукомплектовываются разнообразными опциями и элементами. К самым популярным дополнениям относятся аудиосистемы и телевизоры на передней стенке салона, светодиодная подсветка окон и дверей, входные трапы с пневмоприводом, багажники на крыше салона, металлические решетки на окна. Кроме того, производители вахтовок оснащают автобусы задними распашными дверями, ящиками для вещей и инструментов под кузовом или внутри салона, системой подключения к внешнему источнику электроэнергии. Дополнительно можно оборудовать фургон вертикальной выхлопной трубой для безопасного вывода газов, спальными местами, удобным низко расположенным входом для пассажиров и другими элементами.
Производители вахтовых автобусов регулярно работают над усовершенствованием транспортных средств, выполняют заказы и разработки для физических и юридических лиц, предлагают востребованные запчасти для вахтовок, включая поручни, лебедки, уплотнители стекол, замки, двери, переговорные устройства и выдвижные лестницы.
Помимо конструктивных особенностей и функционала вахтовые автобусы можно классифицировать по целому ряду параметров. В их числе наименование производителя, масса, тип двигателя и топлива, вместимость топливных баков, салона, а также размеры салона, грузового отсека и водительской кабины. Однако такая классификация не является общепринятой в силу большого числа различий и возможных характеристик.